Главная » 2 младшая группа «Пчёлки» »  Родительское собрание по теме:     «Я сам — мы сами»

 Родительское собрание по теме:     «Я сам — мы сами»

  « Человек формируется не с помощью услышанного и сказанного, а трудом и деятельностью»

 А. Энштейн   

Что такое самостоятельность?

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Что такое самостоятельность? Как вы это понимаете? (дискуссия)

-«это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».

Игра «Самоанализ»

Критерии самообслуживания

Следит за собой   (опрятность)?

Старается быть аккуратным в быту?

Может кушать самостоятельно?

Может пользоваться носовым платком?

Может раздеваться?

Может  одеться?

Складывает свои вещи ?

Может убрать за собой игрушки?

Моет и вытирает руки?

Ходит в туалет?

Просит ли помощи ,если что-то не получается?

Если в семье данное правило выполняется самостоятельно-красная фишка;с помощью взрослого- синяя; не всегда-  жёлтая;

Наши рекомендации

  1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.
  2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.
  3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю» и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом.Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.
  4. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Помните, что у ребёнка есть, не только права, но и обязанности.

  1. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.
  • Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
  • Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.
  • Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Задачи по самообслуживанию  в д\с

 Развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности (надевать и снимать одежду, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать вешать предметы одежды  в определённой последовательности) и т.д. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Игра «Список   прилагательных»

/игра для активизации родителей/Предлагается каждому родителю назвать прилагательные или определения культурно-гигиенических навыков. Родителям задается вопрос: « Каким вы видите ребенка владеющего навыками самообслуживания?» Родители предлагают качества и характеристики соответствующие их представлениям        ( чистым, аккуратным, ухоженным и т.д.). Далее рассматривается каждое прилагательное или определение в отдельности и совместно выносится решение, каким путем можно этого достичь.

  • Конечно, ребенок трех лет еще нуждается в уходе и помощи взрослых. Но, осуществляя заботу о ребенке, необходимо всемерно поощрять все проявления самостоятельности.
  • Какие условия необходимо создать дома, чтобы облегчить формирование у детей навыков самообслуживания?

Советы воспитателя родителям.
…Достичь успеха в формировании навыков самообслуживания можно только в том случае, если вы  поддержите нас! Семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, моральные представления, привычки, жизненно необходимые навыки. Ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками.

Памятка для родителей

Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности  ребенка.

Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.

Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере,  как, что и в каком порядке делать.

Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

Старайтесь использовать игровую ситуацию.

Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

Умывание

Чище мойся, воды не бойся.

 

* * *

Таня, Машенька и Женька, Мойте руки хорошенько

Не жалейте мыла. Я уж стол накрыла.

* * *

Нужно мыться непременно утром, вечером и днем,

Перед каждою едою, После сна и перед сном.

* * *

Руки мой перед едой, Грязные руки грозят бедой.

* * *

Теплою водою руки чисто мою

Кусочек мыла я возьму и ладошки им потру.

Замарашка — Кирилл это где же ты ходил?

Мы на шее лук посадим, репу на ладошках, на щеках картошку.

* * *

Теплая водичка умоет Тане личико, пальчики — Антошке, Сашеньке — ладошки.

* * *

Аи, лады, лады, не боимся мы воды, чисто умываемся, маме улыбаемся.

* * *

Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки алели, Чтоб смеялся роток,  Чтоб кусался зубок.

* * *

Кран,откройся,

Нос, умойся.

Мойтесь, уши,

Мойся, ш ейка,

Шейка, мойся хорошенько!

Мойтесь сразу, оба глаза.

Мойся, мойся, умывайся!

Грязь, смывайся! Грязь, сдавайся!

Нюша-копуша Час жевала грушу, Два — умывалась, Три — вытиралась. Нюша к завтраку пошла, Нюша к ужину пришла.

* * *

Вот они сапожки: Этот с правой ножки, Этот с левой ножки. Если дождик пойдет, Наденем калошки. Этот с правой ножки, Этот с левой ножки.

* * *

Вот и полдник подошел, Сели дети все за стол. Чтобы не было беды, Вспомним правила еды:Наши ноги не стучат, Наши язычки молчат. За обедом не сори, Насорил — так убери.

* * *

На моей тарелочке Рыженькая белочка, Чтоб она была видна, Все съедаю я до дна.

***

Бери ложку, бери хлеб, И скорее за обед.

* * *

Час обеда подошел, Сели деточки за стол.

Сон

Со станции Топтушкино   До станции Кровать скорей добраться нужно нам   И – чу-у-точку поспать!       На станции  Вставайкино  Проснёшся—выйдешь сам!  И побежишь в Играйкино, К  друзьям  и чудесам!    Ну , а пока приехали  На станцию Кровать,   На этой сонной станции Так сладко засыпать…

***

Тишина у пруда, Не качается вода. Не шумят камыши, Засыпают малыши.

* * *

Тише, дети, тише, тише,     Ночь легла на наши крыши.  У цветов в росинках лица…    Интересно,   что им снится ?

* * *

Ночь пришла, Темноту привела. Задремал петушок, Запел сверчок. Вышла маменька, Закрыла ставенку. «Засыпай, бай-бай!»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?