Главная » Страничка учителя — логопеда Овчинниковой М.А. » Помогаем детям запомнить буквы.

Помогаем детям запомнить буквы.

В настоящее время педагогам при обучении детей грамоте  часто приходится сталкиваются с такой проблемой как трудность в запоминании детьми графического образа букв. Это может быть связно с недостаточно развитой памятью  и вниманием детей, а также с недостаточной мотивацией обучения. Работу по запоминанию букв можно сделать интересной и увлекательной для детей, если применять следующие игровые задания:

— выкладывание букв из палочек;

— выкладывание букв из шнурочков;

— выкладывание букв из мелких камушков;

— выкладывание букв из различных семян (фасоли, гороха, семечек и т.д.);

— лепка буквы из пластилина;

— обведение буквы пальчиком по бархатной бумаге сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами.

Выполняя вышеперечисленные задания дети своими руками воспроизводят графический образ букв, что благоприятно сказывается на развитии непроизвольной памяти и дети механически запоминают образ букв.

 Можно также предложить детям  выложить буквы из пальчиков:

Буква А: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Буква О: большой и средний пальцы образуют кольцо.

Буква ы: большой палец правой руки поднят вверх, все остальные сжаты в кулак, указательный палец левой руки образует отдельную палочку.

Буква С: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.

Буква Т: указательный палец правой руки поднят вертикально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над ними.

Буква Л: указательный и средний пальцы правой руки слегка раздвинув опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулак.

Буква П: указательные пальцы обеих рук опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы сжаты в кулак.

Буква М: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные сжать в кулак.

Буква Д: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и раздвинуты в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.

Буква Г: указательные пальцы обеих рук соприкасаются кончиками под прямым углом.

Буква ь: большой палец правой руки поднят вертикально, а остальные пальцы зажаты в кулак.

Буква Ш: большой палец и мизинец правой руки соединены, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.

Буква Х: скрестить указательные пальцы правой и левой рук.

Буква Э: большой и указательные пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок» буквы э.

Задания на карточках:

— Найти изучаемую букву среди других букв и подчеркнуть.

— Найти слова, которые начинаются на изучаемую букву.

— Найди изучаемую букву из букв, написанных разными шрифтами.

— Найди изучаемую букву в различных сюжетных изображениях.

Игра «Буква-незнакомка».

На карточке у ребенка напечатаны три буквы, две из которых уже знакомы, а одна нет. На первом этапе игры все буквы называет педагог, на втором этапе ребенок показывает изучаемую букву, на третьем этапе называет все буквы ребенок.

Игра «Мешочек».

В непрозрачном мешочке у ведущего собраны 5 -10 (можно усложнить задачу, положив в мешочек все буквы) пластмассовых букв. Ведущий (педагог или один ребенок) предлагает игрокам выбрать в мешке букву и не вынимая из мешка руку отгадать на основе тактильных ощущений и собственного представления о графическом образе букв, что это за буква.

2 вариант игры: ведущий предлагает найти в мешке изучаемую букву.

Игра «деформированные буквы».

Вариантов данной игры существует много:

— Грызуны решили полакомиться буквами и сгрызли некоторые части букв. Догадайтесь, что это были за буквы.

— Буквы гуляли на полянке, вдруг начался дождь и буквы спрятались под зонтик. Определите по отдельным элементам, какие буквы под зонтиком.

-Кот точил когти о буквы и исцарапал их. Догадайтесь, что это были за буквы.

— Буквы едут в автобусе и только верхняя часть букв видна в окошке. Угадайте, что это за буквы.

— Отгадайте, какие буквы прячутся в домике по некоторым выступающим элементам.

— Буквы решили прокатится по реке, после того, как они сели в лодку, стала видна только верхняя часть букв. Угадайте, что это за буквы.

— Рыбы нашли в воде буквы и понадкусывали их. Восстановите первоначальный образ букв.

— Буквы вышли на прогулку, но тут откуда ни возьмись выбежала огромная собака. Буквы быстро спрятались от нее  на дереве. Угадай, что это за буквы?

— На слова упали карандаши и закрыли части слов. Какие слова скрываются за карандашами?

— Буквы играют в прятки. Отгадайте, какие буквы спрятались за кубиками.

— На поляне выросли цветы. В какие буквы они превратились?

Часто для лучшего запоминания образа буквы детям требуется проанализировать ее составные части, т.е. какие элементы входят в состав этой буквы. Этому способствуют следующие задания:

Применяя в своей практике вышеизложенные игры и упражнения можно добиться положительных результатов: дети запомнят графические образы букв и больше не будут их путать.

 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?