В настоящее время педагогам при обучении детей грамоте часто приходится сталкиваются с такой проблемой как трудность в запоминании детьми графического образа букв. Это может быть связно с недостаточно развитой памятью и вниманием детей, а также с недостаточной мотивацией обучения. Работу по запоминанию букв можно сделать интересной и увлекательной для детей, если применять следующие игровые задания:
— выкладывание букв из палочек;
— выкладывание букв из шнурочков;
— выкладывание букв из мелких камушков;
— выкладывание букв из различных семян (фасоли, гороха, семечек и т.д.);
— лепка буквы из пластилина;
— обведение буквы пальчиком по бархатной бумаге сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами.
Выполняя вышеперечисленные задания дети своими руками воспроизводят графический образ букв, что благоприятно сказывается на развитии непроизвольной памяти и дети механически запоминают образ букв.
Можно также предложить детям выложить буквы из пальчиков:
Буква А: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
Буква О: большой и средний пальцы образуют кольцо.
Буква ы: большой палец правой руки поднят вверх, все остальные сжаты в кулак, указательный палец левой руки образует отдельную палочку.
Буква С: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.
Буква Т: указательный палец правой руки поднят вертикально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над ними.
Буква Л: указательный и средний пальцы правой руки слегка раздвинув опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулак.
Буква П: указательные пальцы обеих рук опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы сжаты в кулак.
Буква М: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные сжать в кулак.
Буква Д: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и раздвинуты в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.
Буква Г: указательные пальцы обеих рук соприкасаются кончиками под прямым углом.
Буква ь: большой палец правой руки поднят вертикально, а остальные пальцы зажаты в кулак.
Буква Ш: большой палец и мизинец правой руки соединены, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.
Буква Х: скрестить указательные пальцы правой и левой рук.
Буква Э: большой и указательные пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок» буквы э.
Задания на карточках:
— Найти изучаемую букву среди других букв и подчеркнуть.
— Найти слова, которые начинаются на изучаемую букву.
— Найди изучаемую букву из букв, написанных разными шрифтами.
— Найди изучаемую букву в различных сюжетных изображениях.
Игра «Буква-незнакомка».
На карточке у ребенка напечатаны три буквы, две из которых уже знакомы, а одна нет. На первом этапе игры все буквы называет педагог, на втором этапе ребенок показывает изучаемую букву, на третьем этапе называет все буквы ребенок.
Игра «Мешочек».
В непрозрачном мешочке у ведущего собраны 5 -10 (можно усложнить задачу, положив в мешочек все буквы) пластмассовых букв. Ведущий (педагог или один ребенок) предлагает игрокам выбрать в мешке букву и не вынимая из мешка руку отгадать на основе тактильных ощущений и собственного представления о графическом образе букв, что это за буква.
2 вариант игры: ведущий предлагает найти в мешке изучаемую букву.
Игра «деформированные буквы».
Вариантов данной игры существует много:
— Грызуны решили полакомиться буквами и сгрызли некоторые части букв. Догадайтесь, что это были за буквы.
— Буквы гуляли на полянке, вдруг начался дождь и буквы спрятались под зонтик. Определите по отдельным элементам, какие буквы под зонтиком.
-Кот точил когти о буквы и исцарапал их. Догадайтесь, что это были за буквы.
— Буквы едут в автобусе и только верхняя часть букв видна в окошке. Угадайте, что это за буквы.
— Отгадайте, какие буквы прячутся в домике по некоторым выступающим элементам.
— Буквы решили прокатится по реке, после того, как они сели в лодку, стала видна только верхняя часть букв. Угадайте, что это за буквы.
— Рыбы нашли в воде буквы и понадкусывали их. Восстановите первоначальный образ букв.
— Буквы вышли на прогулку, но тут откуда ни возьмись выбежала огромная собака. Буквы быстро спрятались от нее на дереве. Угадай, что это за буквы?
— На слова упали карандаши и закрыли части слов. Какие слова скрываются за карандашами?
— Буквы играют в прятки. Отгадайте, какие буквы спрятались за кубиками.
— На поляне выросли цветы. В какие буквы они превратились?
Часто для лучшего запоминания образа буквы детям требуется проанализировать ее составные части, т.е. какие элементы входят в состав этой буквы. Этому способствуют следующие задания:
Применяя в своей практике вышеизложенные игры и упражнения можно добиться положительных результатов: дети запомнят графические образы букв и больше не будут их путать.