Главная » Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора

Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора

ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.

ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,

НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!»

Как приятно слушать слова русской народной песни, правда? И очень жаль, что сейчас мы не умеем так образно говорить и петь, как наши предки…

Сегодня одной из самых актуальных задач становится приобщение детей к детскому фольклору, и как итог – обогащение словарного запаса детей, любовь ко всему, что составляет понятие «родина», «Россия»…. Ведь благотворное влияние различных видов музыкального фольклора на психоэмоциональное и физическое состояние детей совершенно бесспорно.

С  помощью музыкального фольклора можно многое сделать для формирования творчески активной личности ребёнка.  Применяя различные методы обучения, хочется, чтобы от простого любопытства ребенок шел к осознанному желанию услышать, запомнить и передать кому-нибудь понравившуюся ему закличку, песню или игру.

Сам по себе музыкальный фольклор – явление необычное, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и игра на простых народных инструментах.

Общепризнанно, что народный фольклор состоит из четырех основных направлений: народная песня, народная хореография, народные игры, народные музыкальные инструменты.

И в каждой области решаются свои задачи.

Первые детские впечатления о народной песне дети получают в младшей группе. Они начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные движения, подсказанные текстом или характером музыки. Основная задача здесь – научить детей исполнять песни ритмично.

Как у нас уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

Частью общего музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада является народное творчество, в котором уделяется внимание фольклору, т.е. знакомству с народной музыкой, традициями, праздниками, обычаями народа. Детский фольклор необходим в работе музыкального руководителя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений разных национальностей.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни, о людях. Он отражает обще интересное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.

В работе с детьми я использую следующие способы и методы     ознакомления детей с фольклором: словесный, наглядный, практический.

При ознакомлении детей с фольклором я использую слушание и исполнение народной музыки, народных песен, использую аудиозаписи народных мелодий и песен. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение — таковы разновидности словесного  метода и в музыкальном воспитании.  В качестве зрительной наглядности при ознакомлении с фольклором я использую: народные игрушки (в том числе музыкальные), которые применяю для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить детскую фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с народными музыкальными инструментами и обрядами, праздниками т. д.

С русскими народными песнями и мелодиями начинаем знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д. Они, для детей в возрасте от года до трех лет, просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребенка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией.

Используются такие  игры как: “Ходит Ваня”, “Заинька”, “Кто у нас хороший” и т.д., Основываясь на своем опыте, могу сказать, что в работе с детьми целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки), у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем.

Праздники – это не только своеобразный итог проведенной с детьми работы по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка.

Так, постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И конечно, влияние музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей будет способствовать успешному развитию в будущем и стать нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений.

В перспективе планирую продолжать работу в данном направлении.


15 комментариев

  1. Действительно, фольклор как эмоционально-образное средство воспитания поддерживает интерес детей к физической культуре и к национальным традициям, вызывает у них радость и удовольствие, желание заниматься физическими упражнениями, непринужденно с пользой для здоровья.

  2. Первое знакомство ребёнка с устным народным творчеством начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные песни, а затем и другие формы фольклора. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики. Это наша жизнь.

  3. Тема очень актуальна в наше современное время. Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков и имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Народная музыка, в отличие от современной популярной, создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде. Многое создавалось специально для детей.

  4. Используя средства музыкального фольклора создаются благоприятные условия для приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ведь всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

  5. Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является ФОЛЬКЛОР – народное творчество. Ценность фольклора состоит в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает контакт с ребенком. Использование в педагогической работе с детьми младшего дошкольного возраста потешек, сказок, народных песенок, загадок и др. жанров, обеспечивает приобщение детей к элементам народной культуры, освоению родного языка, воспитывает чувство любви к народу, Родине.

  6. Произведения устного и музыкального фольклора имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей, развивают музыкальный слух, формируют художественный вкус ребенка, воспитывают любовь к русскому народному творчеству.

  7. Психология восприятия фольклора несет в себе особую чуткость в восприятии нравственности, эстетике, элементы народной мудрости. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений.

  8. Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку.
    Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

  9. Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира, воспитывают любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину.

    «Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».
    В. В. Путин.

  10. Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью легко устанавливается с детьми эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

  11. Спасибо за интересную и познавательную статью. Используя музыкальный фольклор, мы расширяем кругозор детей, формируем у них любовь и уважение к народным традициям, развиваем творческие способности.

  12. Музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью легко устанавливается с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм : потешек, прибауток, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, которые не только помогают установить контакт ребенка со взрослым, но и развивают речь ребенка

  13. Используя средства музыкального фольклора создаются благоприятные условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, ведь всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи.

  14. Фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд (воспитание нравственно-патриотических качеств, развитие духовности, принадлежности к своему народу, своей стране, формирование музыкального вкуса, слушательской культуры и т. д). Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первое представление о культуре русского народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

  15. Для развития коммуникации дошкольников является систематическое использование ярких притягательных фольклорных произведений. Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким детям, необходимо не только им, но и взрослым. Через него мы можем выразить свою любовь, нежность и заботу.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?