Главная » Методы, приемы и средства формирования предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Методы, приемы и средства формирования предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Согласно Федеральной Образовательной Программе дошкольного образования в отдельную образовательную область выделено «речевое развитие», которое включает: «Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы» что формирует предпосылки читательской грамотности у дошкольников.

Читательская грамотность у дошкольников в контексте ФОП ДО означает способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Некоторые предпосылки читательской грамотности по ФОП ДО:

– формирование у детей интереса к чтению, мотивации к обучению чтению, воспитание будущего читателя;

– становление и развитие у детей смыслового восприятия фольклора и художественной литературы, процесса понимания на слух и интерпретации информации из текстов различных жанров;

– стимулирование детской активности в применении извлечённой информации в самостоятельной игровой, творческой, бытовой деятельности.

К концу дошкольного детства предполагается, что ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев. Так как же формировать предпосылки читательской грамотности?

Среди множества методов и приемов формирования предпосылок читательской грамотности дошкольников можно выделить наиболее распространенные:

  • чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
  • прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
  • беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
  • чтение с продолжением, развивающее у детейустойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
  • разучивание стихотворений;
  • чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
  • проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения детейотражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
  • самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями;

Во время формирования базовых навыков читательской грамотности, у дошкольников гораздо легче выработать стратегию верного понимания и использования текстов, так как дети гораздо обширнее видят текст.

В книжном уголке в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием должны быть представлены научно-популярные книги для детей, классическая литература, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии. Также необходимо предусмотреть разные виды книг. Для развлечения и забавы детей: книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы, книжки малышки. Для знакомства дошкольников с книгой, как самоценным видом искусства – классический тип книги.

Периодически в группе можно организовывать выставки книг на тему «Моя самая любимая книга». Каждая тема недели должна быть отражена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, чтобы дети могли в свободное время более подробно рассмотреть материалы, представленные на занятиях. А также можно оформить выставки детских рисунков по прочитанным произведениям.

Необходимо  ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, былин, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций.

В течение учебного года с детьми могут проводиться экскурсии в библиотеку, где ребята познакомятся с самим понятием: «библиотека», для чего люди создают библиотеки. Можно провести литературные викторины, досуги, где дети с радостью берут на себя роли героев сказок.

Чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок используются наборы плоскостного, объёмного, БИ-БА-БО, настольного, пальчикового театров (могут быть наборы готовых игрушек к сказкам), для драматизации литературных произведений – элементы костюмов сказочных героев, маски.

Дидактические игры также могут способствовать формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников:

«Найди псевдослово»

Цель: развитие умения детей выделять слова, не имеющие смысла.

Ход игры. Ребенку читают слова, среди которых он находит слово, не имеющее значения: например, кот, дома, пенал, каблук, коридор, банжикос, перемена.

«Смысловые несуразицы»

Цель: совершенствование умений детей анализировать прочитанное и выявлять, что не является правдой.

Ход игры. Прочитать предложения и найти смысловую ошибку: Ель – лиственное дерево. Зимой дети собирали в лесу ягоды. Над большим деревом была глубокая яма.

«Письмо от зайца»

Цель: развитие умения детей рассказывать по сюжетным картинкам; продолжать начатый рассказ с определённого места; закреплять правильное произношение.

Оборудование: Наборное полотно с изображением колобка, серия сюжетных картинок в конверте по сказке «Заюшкина избушка».

Ход игры. Воспитатель говорит, что Колобок получил от Зайца письмо в картинках. Детям предлагается помочь Колобку прочитать письмо, разложив картинки в нужной последовательности. В конце игры дети по цепочке рассказывают всю сказку, используя выбранные картинки.

«История щенка» (По сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»)

Цель: развитие умения рассказывать сказку, употребляя распространённые предложения.

Оборудование: Наборное полотно, карточки с сюжетами сказки «Кто сказал мяу».

Ход игры: 1 вариант – воспитатель рассказывает сказку, используя картинки, затем переворачивает картинки. Дети берут картинку и рассказывают об изображённом на ней эпизоде, определяя её место на наборном полотне при помощи воспитателя.

2 вариант – играют двое детей. Дети по очереди берут картинки, самостоятельно определяют их последовательность и пересказывают текст.

«Рассказы с картинками»

Цель: развитие навыков чтения детей.

Ход игры. Ребенок читает сказку, заменяя картинки словами.

 

Есть множество других дидактических игр: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений и др..

Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору привлекают средства других видов искусства, в том числе музыкального: магнитофон с различными музыкальными дисками; сборниками русских народных аудио сказок, в музыкальном уголке имеются детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки.

Но наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к ней родителей. Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что приводит к значительному снижению читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение должны помочь привить интерес детей к чтению. Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами. В беседах с родителями необходимо обращать  внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.

Таким образом, целенаправленная работа по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:

  • эмоциональную отзывчивость;
  • активность и объективность читательского воображения;
  • умение пересказывать;
  • аналитические умения (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев);
  • осмысление художественной формына уровне деталей и композиции.

 


3 комментария

  1. В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать. А, как известно, книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека. Но, к сожалению, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги и это понятно, ведь современный мир — это мир электроники, электронных игр и современных гаджетов. Сейчас очень важно эту информацию довести до современных родителей. А то может наступить такое время, когда книга исчезнет из наших домов…

  2. Спасибо за интересную, познавательную статью. Развитие читательской грамотности является важным компонентом формирования личности каждого ребенка. Правильное понимание прочитанного текста способствует расширению кругозора, развивает эмпатию и толерантность, а также способствует формированию критического мышления.

  3. Мы не должны забывать, что основы читательской грамотности начинают закладываться тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивный читатель). Успехов всем.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?