Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.
Педагоги теперь обязаны формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников данная формулировка прописана в ФОП ДО.
В сфере трудового воспитания:
— Педагог расширяет и углубляет представления о труде взрослых путем знакомства детей с разными профессиями, рассказывает о современных профессиях, возникших в связи с потребностями людей. Организует встречи детей с представителями разных профессий, организует экскурсии с целью продемонстрировать реальные трудовые действия и взаимоотношения специалистов на работе, организует просмотры видеофильмов, мультфильмов, чтение художественно литературы для знакомства детей с многообразием профессий современного человека. Организует этические беседы с детьми с целью обсуждения требований, предъявляемых к человеку определенной профессии, раскрывает личностные качества, помогающие человеку стать профессионалом и качественно выполнять профессиональные обязанности.
-Педагог создает игровые и проблемные ситуации для расширения представлений детей об обмене ценностями в процессе производства и потребления товаров и услуг, о денежных отношениях в сфере обмена товаров и услуг, развития умений бережливости, рационального поведения в процессе реализации обменных операций: деньги- товар (продажа- покупка), формирует представления о реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг. В процессе обсуждения с детьми основ финансовой грамотности педагог формирует элементы культуры потребления: бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
Формирование предпосылки финансовой грамотности у дошкольников начинаются со старшего возраста в образовательной области Социально-коммуникативное развитие: в сфере трудового воспитания (п. 18 ФОП ДО).
п. От 5лет до 6 лет: знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности.
п. От 6 лет до 7 лет: формировать элементы финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей (законных представителей), ограниченности материальных ресурсов.
Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться. А что же такое экономика, экономическое воспитание?
Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость значительно увеличилась в последние годы.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает,чтотакое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
В старшей группе воспитатели знакомят дошкольников с элементарными экономическими понятиями, рекламой, ролью денег, организуют проблемные и игровые ситуации. В подготовительной группе педагоги должны учить воспитанников бережливости, формировать у них представления о реальной стоимости товаров и культуру потребления. Однако деятельность, которая помогает формировать основы финансовой культуры, есть и в других образовательных областях.
Социально-коммуникативное развитие: Педагог создает игровые и проблемные ситуации для расширения представлений детей об обмене ценностями в процессе производства и потребления товаров и услуг, о денежных отношениях в сфере обмена товаров и услуг, развития умений бережливости, рационального поведения в процессе реализации обменных операций: деньги – товар, продажа – покупка; формирует представления о реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг; в процессе обсуждения с детьми основ финансовой грамотности педагог формирует элементы культуры потребления – бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.
Познавательное развитие: Педагог совершенствует умение считать в прямом и обратном порядке; знакомит с составом чисел из двух меньших в пределах первого десятка; закрепляет знания о цифрах; развивает умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Речевое развитие: Педагог обогащает словарь за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей; за счет слов, которые обозначают: названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовые действия и качество их выполнения
Художественно-эстетическое развитие: Педагог воспитывает интерес к национальным и общечеловеческим ценностям; создает условия для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой деятельности; формирует целостную картину мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми
Физическое развитие: Педагог воспитывает нравственно-волевые качества дошкольников.
Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть создана развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения.
Общепринято их деление на: демонстрационные (применяемые взрослыми); раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия); аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные; искусственные (созданные человеком); реальные (существующие); виртуальные (не существующие, но возможные) и др.
В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей: чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.); игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда); коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования).
Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер, поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения. Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.
Схема педагог-воспитанник включает в себя: тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. На занятиях воспитатели создают игровые или разбирают проблемные ситуации, чтобы расширить представления детей о мире финансов. Воспитатели также могут выбрать и другие формы работы: интерактивные мини-спектакли, проектная деятельность, круглый стол, мастер-классы или ролевые игры.
Технологии: 4К, в которую входят четыре базовых навыка, которые можно и нужно развивать с самого раннего возраста: коммуникация, командная работа, критическое мышление, креативность.
Алгоритм игровых занятий:
- Проблемная ситуация. Введение в сюжет.
- Введение нового экономического понятия.
- Распределение ролей. Объединение команд.
- Практические действия проблемно-поискового характера (игры и упр. по ФЭМП).
- Подведение итогов игры. Рефлексия.
В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.
Парциальные программы по финансовой грамотности для ДОУ:
– «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (Шатова А.Д., 2018)
– Занимательные финансы. «Азы финансовой культуры для дошкольников» (Семенкова Е.В., Стахович Л.В., 2019)
Коллеги, было бы интересно узнать Ваше мнение по теме формирования у дошкольников математической/финансовой грамотности. А какие приемы и средства используете Вы?
Каждый малыш-дошкольник вырастет, закончит школу, выучится и приобретёт ту или иную профессию, станет специалистом своего дела. Но основу успеха в любом деле, как и в жизни составляет грамотность, и математическая, и финансовая. Чем раньше ребёнок станет финансово грамотным, тем легче он войдёт во взрослый мир.
Данная информация полезная и своевременная, необходима для работы. Спасибо за информацию.
Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников– это актуальное направление современной системы дошкольного образования. В статье представлено много полезной информации, которую можно использовать в своей работе с детьми. Думаю, занятия по финансовой грамотности будут интересны и детям, и воспитателям.
В дошкольном возрасте важно сформировать предпосылки функциональной грамотности потому, что функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной жизненной позиции личности дошкольника, способствует формированию созидательно направленного взаимодействия, общения и социальных отношений. Данная статья очень актуальна. Спасибо автору.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников благополучно влияет на развитие мышления, фантазии, развивается речь и кругозор ребенка. Дети приобретают навыки правильно вести домашнее хозяйство, экономить семейный бюджет. Прочитав данную статью, я убедилась, что финансовая грамотность играет важную роль в развитие детей дошкольного возраста. Спасибо за познавательный материал.
Финансовая грамотность помогает ребёнку легче войти во взрослый мир. Она даёт представления о ценности денег и закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета. Кроме того, изучение финансовой грамотности формирует первичное понимание финансово-экономических терминов и интеллектуальные и нравственные качества: бережливость, смекалку, трудолюбие, умение планировать свои дела.
Важным аспектом финансовой грамотности является игровая деятельность, которая позволяет детям в увлекательной форме знакомиться с денежными отношениями. Например, использование ролевой игры в «магазине», где дети «покупают» и «продают»предметы,помогает им понять,как работают деньги, а также развивает навыки общения и принятия решений. Все это способствует развитию ответственности и самостоятельности в их дальнейшей жизни. Спасибо за полезный и актуальный материал!
Уже в дошкольном возрасте необходимо закладывать азы будущего финансового «Здоровья», т. к. именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких качеств личности, как ответственность, бережливость, сила воли, необходимые в дальнейшем для формирования финансово-грамотного человека.