«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский.
Развитие физической культуры – одно из приоритетных направлений государственной политики, нацеленной на укрепление и сохранение здоровья детей. Формирование у ребенка потребности в движении в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, возможности окружающих его взрослых создать благоприятные условия для полноценного физического развития. ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.
В нашем детском саду создана система физкультурно-оздоровительной
работы, которая способствует формированию здорового, крепкого,
закалённого, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, хорошо
владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические
упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей
творческой деятельности. Для этого созданы все условия, которые отвечают
медицинским и воспитательно-образовательным требованиям по сохранению и
укреплению здоровья детей. Инструктор по физической культуре и педагоги детского сада используют различные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учётом уровня их развития и состояния здоровья. Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется не только в образовательной деятельности по физической культуре, но и в повседневной жизни. Ежедневно в течение дня проводится несколько эффективных форм физкультурно-оздоровительной работы.
Утренняя гимнастика – является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6-12 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года важно помнить об их вариативности содержания и характера. Предлагаем разные варианты.
- Утренняя гимнастика игрового характера
- Упражнения на полосе препятствий
- Утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной пробежки
- Комплекс музыкально-ритмических упражнений.
В содержание утренней гимнастики включаются построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения. Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение двух недель. В старшем дошкольном возрасте дети должны самостоятельно воспроизводить весь комплекс целиком после 2–3 повторений. Во время организации необходимо музыкальное сопровождение.
Физкультурные занятия
Являются формой обучения ребенка движениям и развития физических качеств, проводимые согласно учебному плану дошкольного учреждения. Физкультурное занятие как основная форма работы по физическому воспитанию решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Оно состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная – решает психологическую задачу: организовать, активизировать внимание, вызвать интерес, создать бодрое настроение. В нее входят строевые упражнения, различные виды ходьбы, упражнения и игры на внимание.
Основная – формируются двигательные навыки, развиваются физические качества. В нее входят основные движения, игры большой подвижности, игры-эстафеты.
Заключительная – ее назначение снизить физическую нагрузку, сохранить бодрое настроение, подвести итоги занятия. В нее входят – ходьба, бег в среднем темпе, подвижные игры спокойного характера. С целью обеспечения достаточной общей и моторной плотности занятия руководитель физического воспитания должен заранее подготовить место для занятий физическими упражнениями, проверить прочность физкультурного оборудования, подобрать инвентарь, разместить его. Перед занятиями проследить, чтобы помещение было проветрено и произведена влажная уборка.
Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, которые проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве
между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.). Общеизвестно, что физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12–15 мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.
Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не
связанным с движением. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным. Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения. Двигательная разминка (динамическая пауза) проводится во время большого перерыва между занятиями, позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин.
Продолжительность разминки не более 10 мин.
Подвижные игры, физические упражнения на прогулке.
Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети достаточно полно реализовывают свои двигательные потребности. На прогулке, наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. Возрастные особенности двигательной активности детей определяются условиями организации, характером и содержанием их деятельности. Поэтому, очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась педагогом, а каждый ребенок находился в поле его зрения. Рекомендуется проводить две-три подвижные игры в течение прогулки. Содержание игр должно сочетаться с предшествующей и последующей деятельностью детей. После спокойных занятий рекомендуются игры более подвижного характера, организуемые в начале прогулки.
Гимнастика пробуждения
После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7-15 минут). Комплекс упражнений проводится в постели. Дети постепенно просыпаются, лёжа в постели, в течение 3-4 минут, выполняют 4-5 общеразвивающих упражнений. Можно предложить упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно выходят из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17-19 градусов, после чего переходят к массажным дорожкам. В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется проведению закаливающих процедур, которые особенно влияют на укрепление здоровья и снижение заболеваемости.
Закаливание – важнейшая часть физического воспитания детей
дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются
естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Цель закаливания –
выработать способность организма быстро приводить работу органов и
систем в соответствие с меняющейся внешней средой. В результате
закаливания ребенок становится менее восприимчивым к резким изменениям
температуры, простудным и инфекционным заболеваниям. Закаленные дети
обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны,
отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью.
Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении
закаливающих процедур. Положительных результатов от закаливающих
процедур можно ожидать только при соблюдении таких принципов, как
постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учет
индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также активное и
положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Закаливание
воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года.
Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.
Помимо организованной деятельности по физической культуре в режиме дня детей старшего дошкольного возраста значительное место должна занимать
самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия
детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При
правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно в
значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при
этом инициативы самого ребенка. Самостоятельная двигательная
деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака,
между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок
(утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с
более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные
особенности каждого ребенка, его самочувствие. При планировании
самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и
чередование пособий и игрушек), выделить в режиме дня специальное время
для самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и новизны
физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей. Педагог должен влиять на выбор детьми соответствующих упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. Он учит детей играть сообща, побуждает более ловких детей, хорошо владеющих движениями, помогать своим сверстникам.
Пальчиковые игры
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются
пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они
способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры
как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных,
людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети,
повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым
вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи
пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность
детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке. На первых порах
дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем
важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру. Не
следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять
несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять,
разбив по дням недели. Обучив дошкольника простым и веселым
дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье и
профилактику ОРВИ.
Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное утомление у детей. Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3–5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. Здоровье детей зависит не только от физических особенностей и работы педагога, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.
Корригирующая гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата. Чтобы корригирующие упражнения были эффективны, то есть могли обеспечить ребенку полноценную тренировку, подбирать их необходимо, учитывая уровень физического развития, подготовленности и состояния здоровья.
Музыкально-ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями. Само название этого вида двигательной активности указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка. Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они приучаются сосредоточиваться на том, что им преподается, делают это легко и весело, без большого направления. У них формируются способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебы.
Индивидуальная работа с детьми направленная на развитие двигательной активности, как на прогулке, так и в групповой комнате.
Активный отдых: физкультурный досуг, праздники, дни здоровья.
В системе физкультурно-оздоровительной работы ДОО эти формы организации занимают прочное место. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива ДОО и семьи. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
Работа с родителями
Наша работа строится на взаимодействии с родителями. Мы периодически проводим консультации для родителей, оформляем папки-передвижки, раздаем памятки. Совместно с родителями проводятся досуги, праздники, соревнования, «Веселые старты», «День здоровья» и другие мероприятия.
Таким образом, можно заключить, что при систематическом проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОО, дети, выпускающиеся из детского сада в школу, имеют хорошую физическую подготовленность, улучшения в состоянии здоровья, а это надёжная основа для дальнейшего обучения. Также, воспитание детей в режиме здорового образа жизни, закладывает полезные навыки и умения у ребёнка на будущее.
Восточная мудрость гласит: «Здоровье – это вершина, которую каждый
должен покорить сам». Задача педагогов – научить детей покорять эту
вершину.
Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и жертвовать ради него частицей самой жизни.
М. Монтень
Внедрение эффективных форм, использование инновационных подходов и технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы позволяют совершенствовать физические навыки детей, способствовать снижению уровня заболеваемости. Очень грамотно и понятно изложила инструктор по физической культуре Лариса Владимировна как организовать такую работу и какие формы и технологии актуально использовать в своей работе.
Самая большая ценность для человека -это здоровье, поэтому так важно помочь детям в самом раннем возрасте осознать и понять, что представляет здоровье, понять необходимость выполнения гигиенических процедур и других оздоровительных мероприятий.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитании, является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Здоровье человека – это самое главное богатство человека.
В современных условиях жизни, следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека — здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста.
Здоровье человека – это самое главное богатство человека.
В современных условиях жизни, следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека — здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста.
Спасибо, Лариса Владимировна за очень интересную статью, все доступно и понятно. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду имеет большое значение, как для укрепления здоровья, для формирования двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в познавательном и эмоциональном развитии детей. Все мы родители, педагоги хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, ведь здоровье это бесценный дар.
Театрализованная деятельность является неотъемлемой частью физического развития детей. На своих занятиях мы используем пальчиковые игры, игры на развитие дыхания, мимики,жестов,в рабочей программе имеется специальный раздел-ритмопластика,которая направлена на совершенствование физических качеств детей. При подражании движениям зверей, птиц, явлениям природы движения могут быть плавными (крылья лебедя) или резкими (как роботы, быстрыми (полет шмеля)или медленными, простыми (движения деревьев при ветре) и координационно сложными. Таким образом, можно сделать вывод о тесной связи физической культуры и театральной культуры,что позволит достичь высоких результатов!
Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания. Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия – самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Ежедневно в течение дня мы в своей группе проводится несколько эффективных форм физкультурно-оздоровительной работы.
На сегодняшний день физкультурно-оздоровительная работа является наиболее актуальной в деятельности любого детского сада. В настоящее время не все родители имеют возможность предоставить своим малышам достаточно времени, места и необходимого оборудования для правильного физического развития, а некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей, забывая о потребности ребенка в полноценных движениях. Именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей.
Обучающие и воспитательные задачи реализуются посредством интеграции всех образовательных областей и в процессе основных видов детской деятельности – игровой, познавательно-исследовательской, двигательной.
Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Результатом дошкольного физкультурного воспитания должны стать высокий уровень здоровья ребенка и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека.
В настоящее время, многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. В данной статье подробно описанны эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы, особенности их организации. Данная информация поможет проанализировать собственную работу в данном направлении. Спасибо автору за содержательную статью.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Система физкультурно – оздоровительной работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней — помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил свое здоровье и здоровье окружающих и мог приобщиться к занятиям любимым видом спорта.
Здоровый образ жизни – совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, которая в единстве с условиями жизни, направлена на организацию правильной, нормальной деятельности организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Физическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования здорового, полноценного человека, его физических сил и физических качеств, обеспечивающих его приобщение к физической культуре и стремление к физическому совершенству.На музыкальных занятиях использую физ минутки.«Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей – глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным». Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.).
Для полного гармоничного развития человека, в первую очередь необходимо: быть здоровым, дружить со спортом и физкультурой. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду имеет большое значение, как для укрепления здоровья, для формирования двигательных умений и навыков.
Очень актуальная тема. Забота о здоровье, как никогда стоит на первом месте. И наша задача, как педагогов. приложить максимум усилий в воспитание у дошкольников и их родителей стремления придерживаться здорового образа жизни, чтобы вырастить здоровое поколение.