Добрый день, Ольга.
Сначала нужно выясните, различает ли ваш ребёнок понятия «слева» и «справа». Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо,
левую ногу и т.д.; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.
— Умеет ли ваш ребёнок складывать картинки из шести кубиков? Если он
затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного
анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных
представлений и зрительного восприятия игры с различными
«конструкторами» и «строителями».
Чтобы ребёнку легче запоминать буквы:
— Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребёнок
раскрашиваете. Под буквой взрослый или ребёнок рисует предметы, в
названии которых первая буква для него трудная.
— Лепка ребёнком буквы из пластилина.
— Вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым.
— «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе. Если
пользоваться данным приёмом постоянно, то в случае возникновения
затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе — и
ребёнок мгновенно вспомнит её.
— Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими
буквами — на что похожа буква?
— Обводка ребёнком букв, написанных взрослым.
— Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.
— Заучивание стихов, посвященных образам букв.
— Нахождение трудной буквы на вывесках, названиях улиц.
— Нахождение «правильных» и «неправильных» букв, букв, спрятанных на
картинках.
Если остались вопросы, Вы можете получили индивидуальную консультацию связавшись со мной по электронной почте irizbaeva.irina.83@mail.ru
Добрый день, Марина.
Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для
чего мы тренируем мышцы, — чтобы они стали ловкими, сильными,
подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?
Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для
всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть
достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные
движения, именуемые звукопроизношением.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи
— язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в
том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань,
трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом,
говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду
упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости,
плечевого пояса, грудной клетки.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного произношения звуков.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед
зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не
задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или
за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку
необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм,
постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут
получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с
ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай
вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1 Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять
упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. В начале обучения не следует
предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.
2 Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3 Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении).
4 При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более
сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5 Перед началом выполнения взрослый рассказывает о предстоящем
упражнении, используя игровые приемы, и показывает выполнение
упражнения.
6 Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за
качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность,
темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции
выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В
противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
7 Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем,
ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
8 Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например,
облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще,
что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность
движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение
исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем
координированными.
9 Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком
положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги
находятся в спокойном положении.
10 Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной
гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок
может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но
тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Если остались вопросы, Вы можете получить индивидуальную консультацию связавшись со мной по электронной почте irizbaeva.irina.83@mail.ru
Добрый день, Анастасия.
Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает нормальному произношению звуков Л и Р.
В первую очередь нужно обратиться к ортодонту. Вам могут предложить ее «подрезать», однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты.
И все же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остается единственным решением.
Если остались вопросы, Вы можете получить индивидуальную консультацию связавшись со мной по электронной почте irizbaeva.irina.83@mail.ru
Добрый день, Ирина Александровна. Подскажите как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
Добрый день, Ольга.
Сначала нужно выясните, различает ли ваш ребёнок понятия «слева» и «справа». Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо,
левую ногу и т.д.; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.
— Умеет ли ваш ребёнок складывать картинки из шести кубиков? Если он
затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного
анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных
представлений и зрительного восприятия игры с различными
«конструкторами» и «строителями».
Чтобы ребёнку легче запоминать буквы:
— Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребёнок
раскрашиваете. Под буквой взрослый или ребёнок рисует предметы, в
названии которых первая буква для него трудная.
— Лепка ребёнком буквы из пластилина.
— Вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым.
— «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе. Если
пользоваться данным приёмом постоянно, то в случае возникновения
затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе — и
ребёнок мгновенно вспомнит её.
— Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими
буквами — на что похожа буква?
— Обводка ребёнком букв, написанных взрослым.
— Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.
— Заучивание стихов, посвященных образам букв.
— Нахождение трудной буквы на вывесках, названиях улиц.
— Нахождение «правильных» и «неправильных» букв, букв, спрятанных на
картинках.
Если остались вопросы, Вы можете получили индивидуальную консультацию связавшись со мной по электронной почте irizbaeva.irina.83@mail.ru
Добрый день. Подскажите для чего нужно делать артикуляционную гимнастику.
Добрый день, Марина.
Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для
чего мы тренируем мышцы, — чтобы они стали ловкими, сильными,
подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?
Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для
всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть
достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные
движения, именуемые звукопроизношением.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи
— язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в
том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань,
трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом,
говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду
упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости,
плечевого пояса, грудной клетки.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного произношения звуков.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед
зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не
задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или
за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку
необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм,
постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут
получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с
ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай
вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1 Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять
упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. В начале обучения не следует
предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.
2 Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3 Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении).
4 При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более
сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5 Перед началом выполнения взрослый рассказывает о предстоящем
упражнении, используя игровые приемы, и показывает выполнение
упражнения.
6 Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за
качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность,
темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции
выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В
противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
7 Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем,
ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
8 Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например,
облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще,
что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность
движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение
исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем
координированными.
9 Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком
положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги
находятся в спокойном положении.
10 Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной
гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок
может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но
тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Если остались вопросы, Вы можете получить индивидуальную консультацию связавшись со мной по электронной почте irizbaeva.irina.83@mail.ru
Что делать, если у ребенка укорочена уздечка?
Добрый день, Анастасия.
Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает нормальному произношению звуков Л и Р.
В первую очередь нужно обратиться к ортодонту. Вам могут предложить ее «подрезать», однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты.
И все же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остается единственным решением.
Если остались вопросы, Вы можете получить индивидуальную консультацию связавшись со мной по электронной почте irizbaeva.irina.83@mail.ru